Телефон с голосовым управлением, адаптивный круиз-контроль, ксеноновые фары и чип-карта вместо традиционного ключа – все это нашло свою реализацию в концепте 25-летней давности. Многие из представленных на Mercedes-Benz F100 систем позже стали входить в список оснащения серийных автомобилей. И сегодня люди уже воспринимают эти ноу-хау, как само собой разумеющееся.

Четверть века назад это был автомобиль, который дал понять, насколько увлекательно выглядит будущее автомобилестроения. Перспективные наработки были связаны с инновациями в области пассивной и активной безопасности, эргономики и концепции внутреннего пространства транспортного средства. Но главное, что Штутгарт сдержал свое обещание, и люди вскоре смогли увидеть большую часть новаторских систем на обычных автомобилях марки.

The Mercedes-Benz F 100. The research vehicle was unveiled at the Detroit Motor Show in January 1991.

В январе 1991 года Mercedes-Benz представил свою революционную разработку под названием F100 на Североамериканском международном автошоу (North American International Auto Show – NAIAS) в Детройте. Проект стал родоначальником семейства моделей «F». Традиция включения в название этой литеры была продолжена с выпуском таких ярких концептов, как F200 Imagination (1996), F300 Life Jet (1997), F400 Carving (2002), F500 Mind (2003), F600 HYGENIUS (2005), F700 (2007), F800 Style (2010), F125! (2011) и F015 Luxury in Motion (2015).

Также стоит отметить и другие исследовательские разработки компании, построенные за 130-летнюю историю премиального бренда. Нельзя не вспомнить о патентном автомобиле Карла Бенца (1886), экспериментальном спорткаре Mercedes-Benz C111 (1969), оснащенном двигателем Ванкеля, максимально универсальном микроавтобусе Vario (1995), а также обтекаемом купе Mercedes-Benz Bionic, показанном публике в 2005 году. Все вышеперечисленные концепты едины в одном – это были полностью функциональные опытные образцы, построенные с применением передовых систем и технологий.

The Mercedes-Benz F 100. The research vehicle was unveiled at the Detroit Motor Show in January 1991.

От исследований к предсерийным концептам

В придачу к своим экспериментальным транспортным средствам Mercedes-Benz также разрабатывает автомобильные технологии, испытывает серийную технику, концепт-кары и уникальные машины в соответствии с постоянно повышающимися стандартами производства. Например, серийная машина может оснащаться какой-нибудь новой технологией, и ее необходимо проверить в режиме каждодневного использования водителем. Что касается экспериментальных автомобилей, то так обычно называют транспортные средства, использующиеся для тестирования на испытательном треке созданных в лаборатории технологий.

Концептуальные автомобили – это предсерийные, готовые к вождению машины, предсказывающие скорое появление на рынке новых моделей. Как правило, они оснащены новаторскими технологиями, уже практически полностью готовыми к использованию в серийном производстве. Ну и наконец, уникальные (one-off) автомобили, построенные в единственном экземпляре, призваны демонстрировать новые идеи в виде завершенных транспортных средств.

В 1991 году F100 попал в число транспортных средств, опережающих свое время. Он стал площадкой для реализации инженерами и дизайнерами видения автомобильного будущего. Кроме того, эксперты по безопасности учли социологические исследования, согласно которым в автомобиле при ежедневном использовании в среднем пребывает от 1,2 до 1,7 человек. Поэтому представленный минивэн имеет центрально расположенное водительское место – самое безопасное в автомобиле. Седоки во втором ряду располагаются слева и справа от водителя. Еще два пассажира получили кресла в задней части салона. Кузов F100 с его круто наклоненной линией кормы предвосхитил тенденции следующих лет, когда наблюдалось увеличение спроса на универсалы и другие просторные автомобили.

Simulation as a tool: the air flow characteristics of the body were optimised on a computer model during development of the F 100.

Инновационная концепция пространственного интерьера предусматривала использование дверей нового типа. Доступ к сиденью водителя обеспечивался благодаря вращательно-поворотным дверям типа «крыло альбатроса», которые дополнительно «убирали» часть пола и крыши в открытом состоянии. Когда же двери были закрыты, их прочность обеспечивалась тремя запорными механизмами. F100 был спроектирован с тонкой «талией», задними сдвижными дверями и без центральной стойки кузова, что положительно отразилось на экономии полезного пространства.

Предвестник «подключенного автомобиля»

Будучи обладателем многих инновационных систем, F100 дал начало разработкам, впоследствии приведшим к созданию технологии «подключенного автомобиля». Концепт хвастал телефоном с голосовым управлением и центральным дисплеем, на который бортовая система транспортного средства автоматически выводила ключевую информацию, например данные о текущей скорости или предупреждение о трафике в зоне пребывания автомобиля. Подобная информация собиралась при помощи камеры заднего вида, радиолокационной системы, отвечающей за мониторинг трафика вокруг автомобиля и сигнализирующей об опасности в мертвой зоне, если водитель решил сменить полосу движения. Также предусматривалась функция автоматического слежения за разметкой.

Среди прочих электронных помощников F100 можно отметить доступ в салон при помощи чип-карты вместо обычного ключа, электропривод регулировки сиденья и рулевой колонки, мобильный факс, стационарно установленный персональный компьютер. Для обеспечения приборов электроэнергией на крыше дополнительно разместили почти 2 кв. м солнечных батарей, способных вырабатывать до 100 Вт/ч.

Simulation as a tool: the air flow characteristics of the body were optimised on a computer model during development of the F 100.

Больше света


Экспериментальный автомобиль также явил новый подход к технологии освещения: Mercedes-Benz впервые оснастил свой автомобиль фарами с газоразрядными лампами. Впоследствии такую светотехнику стали называть ксеноновыми фарами. Задние фонари были оборудованы прозрачными стержнями, служившими световыми проводниками, они активировались центральным источником света и окрашивались в соответствующий цвет, зависимо от требуемой функции.

Еще одним новшеством тогда стал передний привод. Инженеры экспериментировали с различными концепциями двигателей, включая версии силовых агрегатов, работающих на водороде. Другие инновации заключались в применении сэндвич-пола и наличии электронного контроллера давления в шинах.

The Mercedes-Benz F 100. The research vehicle was unveiled at the Detroit Motor Show in January 1991.

Технические характеристики и дизайн F100 в своей сумме позволяли говорить о практически новом типе автомобиля. Сегодня, спустя 25 лет после премьеры концепта, его философия по-прежнему актуальна и продолжает освещать дорогу новым технологиям Mercedes-Benz.