Модельный ряд «S-Class 140», дебютировавший 25 лет назад на Женевском автосалоне-1991 (Geneva Motor Show), стал первым серийным пассажирским автомобилем бренда «Mercedes-Benz» с 12-цилиндровым двигателем. Разработчики модели сосредоточили внимание на достижении максимального уровня комфорта — в частности, за счет роскошных габаритов, улучшенной шумоизоляции и многочисленных систем помощи водителю. В придачу, автомобиль стал платформой для первых испытаний систем автономного вождения, не требующих участия водителя.

«Новой моделью “S-Class” компания “Mercedes-Benz” в очередной раз заявляет, что выпускаемые ею автомобили — лучшие в мире. Действительно, лицезрея «400 SEL», любой автолюбитель подтвердит правомерность такого заявления», — так немецкий специализированный журнал «MOT» освещал презентацию модельного ряда «140» в 1991 г.

Тем не менее, на внутреннем рынке Германии присутствовало некоторое недовольство размерами и массивностью седана. Его габариты особенно бросали в глаза в сравнении с непосредственным предшественником из серии «126». С другой стороны, покупатели в других странах полюбили новый «S-Class» именно за его внушительность — ведь автомобиль класса «люкс» должен обладать престижной наружностью. Как бы там ни было, это поколение «S-Class» давным-давно превратилось в почитаемую главу в блистательной истории люксовых автомобилей «Мерседес» и завоевало повсеместное признание. В наши дни модель стала престижной и востребованной классикой.

Перечень инноваций, внедренных в модельный ряд «S-Class 140», впечатляет: CAN-шина (Controller Area Network) для цифровой связи, навигационная система «Auto Pilot System APS» (с 1995 г.), система помощи при парковке «PARKTRONIC» (с 1995 г.), голосовая система управления «LINGUATRONIC» (с 1996 г.) и система автоматического вызова помощи при аварии «TELE-AID» (с 1997 г.). В список также вошли инновационные системы безопасности: электронная система курсовой устойчивости «ESP» (с 1995 г.) и система помощи при торможении «BAS» (с 1996 г.). Дополнительными бонусами к уровню безопасности стали отлаженная система ремней безопасности, боковые подушки безопасности для водителя и пассажира на переднем сидении (с 1996 г.) и ксеноновые головные фары с автоматической настройкой дальности освещения (с 1996 г.).

Применялись и новшества, нацеленный на комфорт — абсолютную прерогативу люксового «S-Class». Просторность автомобиля поражает, особенно в версии с удлиненной колесной базой. Шасси модельного ряда «140» обеспечивает уровень комфорта на пределе технических возможностей, дополненный превосходной подвеской, а также покрышками, которые сводят к минимуму вибрацию и шум. Базовый уровень комфорта можно было повысить за счет опциональной адаптивной системы демпфирования «ADS». Новейшая двухрычажная передняя подвеска крепится к подрамнику, избавляя кузов от вибрации. Благодаря двойному шумоизоляционному покрытию боковых окон, звуки снаружи практически не попадают в салон. Среди других особенностей машины, нацеленных на комфорт — электропривод для наружных зеркал заднего вида, дверей и крышки багажника.

Важным техническим аспектом стал разработанный с нуля 6,0-литровый 12-цилиндровый V-образный двигатель. Оснащенные им модели «600 SE/600 SEL» стали самыми мощными пассажирскими автомобилями бренда на то время благодаря номинальной мощности 300 кВ (408 л.с.). Как правило, все бензиновые двигатели этого модельного ряда, могли похвастаться четырьмя клапанами на цилиндр и настраиваемым распределительным валом впускных клапанов. На нижней ступени спектра мощности стояла турбированная дизельная модель «300 SD», реализуемая на рынках за пределами Северной Америки.

Mercedes-Benz S-Class 140 series (1991 to 1998). The 600 SEL model in the photo dates from 1991.

При создании «S-Class» серии «140» огромное внимание придавалось возможности переработки материалов для вторичного использования. Модель стала первым автомобилем, созданным без использования ХФУ (хтор-фтор-углерода). Благодаря этому «S-Class» был отмечен наградой «Защита стратосферного озона» (Stratospheric Ozone Protection Award) от Агентства охраны окружающей среды США (American Environmental Protection Agency), а также получил титул «The World Car 1992» («Всемирный автомобиль-1992).

Спустя три года после премьеры модель подверглась рестайлингу и незначительным косметическим изменениям. Новый вариант предстал перед публикой в марте 1994 г. на Женевском автосалоне.

За весь производственный период завод «Мерседес-Бенц» в Зиндельфингене (Sindelfingen) выпустил 406 717 седанов модельного ряда «140», из которых 28 101 единицы сошли с конвейера с дизельными двигателями.

«VaMP» и будущее автономного вождения

Двадцать с лишним лет назад модель «500 SEL» серии «140» стала первым автомобилем, послужившим для испытаний технологии автономного вождения в повседневных условиях. Управляющий блок контролировал рулевой механизм, дроссельный клапан и тормозную систему. Высокопроизводительные компьютеры в реальном времени оценивали изображения, фиксируемые в ходе движения двумя широкоугольными камерами. Проект получил название «VaMP» — от немецкого «Versuchsfahrzeug für autonome Mobilität — Pkw», что означало «транспортное средство для испытаний автономного передвижения — пассажирские автомобили». Модель «500 SEL» подтвердила функциональность технологии: в октябре 1993 г. автомобиль проехал более 1000 км под управлением компьютера, развивая скорость до 130 км/ч, совершая смены ряда движения и обгоны.

Эти испытания были частью совместного проекта «ПРОМЕТЕЙ» (PROMETHEUS), нацеленного на повышение эффективности и безопасности движения на дорогах Европы. Проект, в котором «Мерседес-Бенц» играла ведущую роль, представлял собой уникальный пример сотрудничества крупных европейских автопроизводителей, поставщиков и многочисленных научно-исследовательских институтов. Его результаты представили публике в октябре 1994 г. Многие разработанные в то время технологии вошли в современную производственную конфигурацию и стали незаменимой частью нашей повседневной жизни.