• Самый мощный и быстрый дизельный автомобиль своего времени

  • Инновационная технология зажигания - достаточно повернуть ключ

  • Модельный ряд "Stroke/8” задал стандарты среднего премиум-класса

В 1974 году в Штутгарте случился настоящий прорыв - пятицилиндровый дизельный двигатель под капотом Mercedes-Benz 240D 3.0 выдал 59 кВт(80 л.с.), сделав серию 115, широко известную как «Stroke/8», самым быстрым дизельным легковым автомобилем в мире. Дизельный двигатель сочетал внушительную мощность и значительную экономию. 240 D 3.0 стал первым автомобилем с пятицилиндровым двигателем, запущенным в серийное производство.

40 лет назад пятицилиндровые дизельные двигатели уже не были феноменом —  на тот момент они успешно использовались в грузовых автомобилях. Однако их применение в легковых авто обеспечило Mercedes-Benz заголовки газет и ведущую роль в области технологии двигателей. Новый двигатель разгонял 240 D 3.0 c 0 до 100 км/ч за 19.9 секунд, с максимальной скоростью 148 км/ч (автомат: 20.8 секунд, 143 км/ч). Такая эффективность сделала 240 D 3.0 бесспорным лидером среди дизельных автомобилей на момент пресс-показа. «С утонченным характером, мягкий и экономичный (10.8 литров на 100 километров), последний дизельный автомобиль Mercedes прекрасно подойдет широкому кругу покупателей», предсказывал пресс-анонс, утверждая, что «с  240 D 3.0, вождение дизельных авто стало еще более привлекательным». В наши дни можно с уверенностью сказать, что этот автомобиль обеспечил продолжительный успех дизельных двигателей компании.

Еще один цилиндр для дополнительной мощности


Mercedes-Benz разработали двигатель OM 617, когда четырехцилиндровые дизельные двигатели в легковых авто достигли своего предела мощности. Для увеличения лошадиных сил был необходим больший объем, но пространство двигального отсека было ограничено. Испытания, проведенные Mercedes-Benz c шестицилиндровым двигателем дали понять, что он слишком длинный, тяжелый и дорогой. Пять цилиндров оказались идеальным компромиссом.

Инженеры разработали пятицилиндровый рядный двигатель OM 617 для использования в производстве серийных автомобилей на основе 2.4-литрового OM 616. Проверенные временем характеристики последнего были сохранены, но в пятицилиндровом двигателе использовался новый топливный насос Bosch, соединенный маслопроводом с масляным контуром двигателя, и, благодаря этому, не требующий обслуживания. Механический регулятор сменил пневматический, привычный для небольших дизельных двигателей. От этого заметно вырос комфорт при вождении - 240 D 3.0 с механической коробкой передач не страдал ни от каких эффектов изменения нагрузки, а с автоматической коробкой смена передачи в диапазоне частичных нагрузок была значительно мягче.

Увеличенный объем пятицилиндрового двигателя в 3,005 см3 выдавал мощность в 59 кВт (80 л.с.) при 2,400 оборотах в минуту. Пресса одобрила прирост мощности: «Эта дополнительная мощность действительно приятное ускорение. […] Проще говоря,  240 D 3.0 – первый дизельный автомобиль, который может уверенно держаться в быстром трафике, не мешая другом транспорту», написал "Auto Zeitung”.

Инновационная технология старта: необходим лишь поворот ключа зажигания


Управление автомобиля тоже могло похвастать инновациями: использование пневматического останавливающего механизма вместо механического варианта  от 2.4-литровой версии, позволило выключать новый двигатель поворотом ключа зажигания. Запускался двигатель 240 D 3.0 также поворотом ключа, вместо прошлого способа с использованием рычага: когда водитель поворачивал ключ зажигания, начинался процесс прогрева и загоралась лампа-индикатор. Вскоре индикатор выключался и двигатель можно было заводить с помощью ключа привычным образом. Совершенно нормальный в наши дни, в 1974 такой способ оценили как удобное нововведение, после чего он стал успешно применяться во всех дизельных автомобилях Mercedes-Benz и других производителей.

Mercedes-Benz использовали пятицилиндровый двигатель и в других машинах - легковых фургонах и, с 1978, в модели S-класса 300 SD (серия 116) для экспорта в США; турбированный двигатель в S-классе имел мощность 82 кВт (111 л.с.) при 4,200 оборотах в минуту.

В июне 1976 ажиотаж вызвал экспериментальный автомобиль C 111-II D: в целях тестирования высокопроизводительного дизельного двигателя, в этом спорткаре использовали турбонаддув и интеркулер, чтобы достичь мощности в 140 кВт (190 л.с.). На тестовом треке в Нардо, Италия C 111-IID достиг впечатляющих скоростей. Четыре водителя установили 16 мировых рекордов в течение 60 часов — 13 для дизельных автомобилей и 3 для автомобилей с любым типом двигателя. Средняя скорость на тестовом заезде превышала 250 км/ч - Mercedes-Benz продемонстрировали, что дизель подходит и для спринта.

Модельный ряд “Stroke/8”: новые стандарты в среднем премиум-классе


Оригинальный модельный ряд “Stroke/8” включал шесть моделей: четыре четырехцилиндровых модели составляли серию 115, а две шестицилиндровых — 114. Их отличительной чертой была переплетенная решетка радиатора. Самой приметным элементом дизайна новой серии была так называемая «диагональная ось» под багажным отделением. Новая ось предлагала значительно улучшенную управляемость, в сравнении с прошлыми моделями, без необходимости жертвовать комфортом. Серии 114/115 обозначили огромный шаг вперед и задали стандарты для следующих поколений среднего премиум-класса Mercedes-Benz — нынешнего E-класса.

Производство модели 240 D 3.0 с 1974 по 1976 насчитывает 53,690 автомобилей, а общие продажи серии W 115 оцениваются в 945, 206 дизельных автомобилей.