В январе 1976 года, впервые появившись на мировой сцене, модельный ряд «123» от «Мерседес-Бенц» покорил публику своей элегантностью и наличием многочисленных технических новшеств. Модель в кузове «седан» пришла на рынок первой, а спустя год линейка пополнилась купе и универсалом. На протяжении последующих 10 лет с конвейера сошли почти 2,7 миллиона автомобилей, включая седаны с удлиненной базой и шасси под нестандартные кузова. Эпоха серии «123» — это необычайно успешная глава в истории «Е-класса» (такое название промежуточная модель получила в 1993 году). И «Е-класс» 2016 года продолжит эту историю успеха.

Новый седан промежуточного класса впервые предстал перед публикой 22-28 января 1976 г. на автодроме «Поль Рикар» (Paul Ricard) на юге Франции. Для доставки выставочных и испытательных экземпляров из Штутгарта во Францию компания «Мерседес-Бенц» договорилась с представителями «Железных дорог ФРГ» (Deutsche Bundesbahn) об аренде целого поезда. Сразу 33 автомобиля серии «123» с разными вариантами внутренней отделки и технического оснащения дебютировали под пристальным взором представителей СМИ и жарким средиземноморским солнцем. Как техническая сторона модели, так и ее дизайн получили положительные отзывы со стороны прессы. Вердикт журналистов подтвердили и покупатели: вскоре после дебюта «W 123» все произведенные за первый год автомобили разошлись как горячие пирожки.

Дизайн серии «123» устремлен в будущее как в плане технического оснащения — благодаря многочисленным новшествам в области безопасности, так и в плане эстетической привлекательности — благодаря стилевому оформлению, напоминающему серию «166 S-класс» и модели «R/C 107 SL». Кроме того, «W 123» впечатляла качеством сборки, функциональностью и обширной линейкой двигателей. В день премьеры на юге Франции «Мерседес-Бенц» представила публике девять различных моделей — от «200 D» до «280 E» — с широким спектром оборудования и различными вариантами внутренней отделки кузова.

Высокий уровень безопасности и комфорта


Максимальная безопасность, образцовый уровень комфорта и удобство обслуживания — такое техническое задание ставилось перед инженерами компании «Мерседес-Бенц» в 1968 году. Впоследствии эти качества стали характерными для всех новых поколений «Е-класс». В ходе предварительного проектирования серии «W 123» были представлены футуристические концепции с обилием острых углов, массивными задними свесами и наклоненными под большим углом задними окнами. Впрочем, большинство амбициозных проектов так и остались на бумаге, а классический облик «W 123» с элегантными линиями был практически полностью сформирован к 1973 году.

A new star begins its long journey: the W 123 model series, launched in January 1976.

Одной из приоритетных задач при разработке серии «123» было повышение безопасности пассажиров и водителя. К примеру, уже тогда инженеры-конструкторы задумывались о внедрении подушек безопасности (которыми модели серии «123» стали оборудовать опционально начиная с 1982 года). Пассивную безопасность улучшили за счет повышения прочности пассажирского отделения и увеличения зон деформации. Благодаря усиленным дверным стойкам повышалась защита пассажиров в случае бокового удара. Кроме того, травмобезопасная рулевая колонка, изобретенная конструктором Бела Барени (Béla Barényi) и запатентованная в 1963 г., дебютировала как комплексная система именно в «W 123».

Многие варианты двигателей, предложенные на момент презентации модельного ряда, создавались на основе предыдущей серии «W 114/W 115». Новинкой, разработанной для «W 123» с нуля, стал 2,5-литровый 6-цилиндровый «M 123» в модели «250» (95 кВ/129 л.с.). В 1978 году «Мерседес-Бенц» начала обновление палитры двигателей, представленных в моделях промежуточного класса. Особого внимания заслуживает 5-цилиндровый турбированный агрегат «OM 617», который стоял под капотом «300 D Turbodiesel» (92 кВ/125 л.с.) 1981 г.в. Модель продавалась только в Германии и только в кузове «универсал».

В ходе премьерного показа модельный ряд «123» был представлен только в кузове «седан»; спустя полгода появились шасси без кузова. Однако уже в следующем году «Мерседес-Бенц» выпустила купе «C 123» и универсал «S 123». Модель-универсал была нацелена в первую очередь на покупателей, предпочитающих активный отдых и спортивный образ жизни — и это задало ориентир для всех последующих поколений «Е-класс». В 1977 г. появилась новая версия седана с колесной базой, удлиненной на 63 см («V 123»).

Новые системы привода


В ходе производства серии «123» компания «Мерседес-Бенц» начала изучать возможности внедрения альтернативных топливных и приводных систем. К примеру, в 1983 г. модель «280 TE» получила систему водородного топлива, а экспериментальный автомобиль 1982 г.в. (тоже построенный на базе универсала серии «123») оснастили электроприводом. Еще раньше, в 1981 г., «Мерседес-Бенц» представила модель «200» с двухтопливной системой (сжиженный нефтяной газ и бензин). Таким образом, 40 лет назад появились определенные свидетельства того, насколько важными альтернативные системы привода станут для будущих промежуточных моделей «Мерседес-Бенц».

  • Classic beauty from the intermediate class: Mercedes-Benz 123 series saloon. It was built from 1975 to 1985.
  • Ample space: The saloons of the Mercedes-Benz W 123 series (1975 to 1985) featured a boot with a capacity of about 500 litres.
  • All aboard: Rear seat bench of a Mercedes-Benz 280 E (123 series, 1975 to 1985) with plenty of legroom

Седаны серии «123» выпускались по ноябрь 1985 г.; за десять месяцев до этого началась эпоха не менее успешной серии «124». Производство самых удачных моделей «123» в кузове «универсал» продолжалось до января 1986 г. В течении 1975-1986 гг. около 2,7 млн автомобилей сошли с конвейера (в том числе 2 375 440 седанов с обычной базой, 199 517 универсалов, 99 884 купе, 13 700 седанов с длинной базой и 8 373 шасси без кузова). В наше время серия «123» — признанная классика, которая вызывает у ценителей такой же животрепещущий интерес, как и 40 лет назад.