В истории развития автобусов бренда «Мерседес-Бенц» модель «O 322» является важным связующим звеном между двумя знаменитыми поколениями. Ее вряд ли можно назвать успешной — в 1960-1964 гг. было произведено всего 959 единиц. Эта модель — промежуточное звено между «O 321 H» и «O 302», каждая из которых сошла с конвейера в количестве более 10 тыс. единиц. Тем не менее, именно «O 322» наглядно демонстрирует переход от популярных в 1950-е годы автобусов с округлыми контурами кузова к современным просторным образцам маршрутного транспорта с расположенным в задней части двигателем.

Ранние модели специализированных городских автобусов

M10280.jpg

В начале 60-х гг. большинство городских рейсовых автобусов по-прежнему представляли собой мультифункциональные модели, используемые для любых целей — от регулярных пассажирских перевозок до туристических экскурсий. Прекрасно иллюстрируют этот подход автобусы «Mercedes-Benz O 321 H» 1954 г.в. и «O 302» 1965 г.в. Тем не менее, в этот период выпускались и специализированные модели — вроде «O 317» 1958 г.в., которая представляла собой «чистопородный» автобус для регулярных пассажирских перевозок с двигателем, расположенным горизонтально между осями. В сентябре 1959 г. на Франкфуртском автосалоне (Frankfurt Motor Show) «Мерседес-Бенц» презентовала «O 322» — еще один городской автобус, производство которого началось в августе 1960 году. «O 322» отличался компактностью и маневренностью благодаря кузову длиной чуть менее 10 метров и 5,1-метровой колесной базе. Облегченный, вертикально расположенный 6-цилиндровый рядный двигатель серии «300» устанавливался в задней части автобуса и выдавал 110 л.с. (первые модели) при объеме всего 5,1 л.

Внешний вид «O 322» во многом напоминал «O 317». Большое, разделенное вертикально ветровое стекло, округленные края крыши и двери, установленные на одном уровне с наружной обшивкой, вместе формировали современные контуры кузова. Боковые окна стали гораздо больше и элегантнее, чем у «O 317»; кроме того, «O 322» лишился выпирающих колесных арок. Примечательный квадратный дизайн лицевой и задней части впоследствии перекочевал в «O 321 H», а затем и в «O 302». Новый рейсовый автобус отличался впечатляющей вместительностью: 32 сидячих и 50 стоячих мест (до 100 человек в час пик). Пассажиры заходили и выходили через двустворчатую дверь спереди и четырехстворчатую сзади.

Современная конструкция с пневмоподвеской и новым стояночным тормозом

1971M138.jpg

Внимания заслуживают и конструктивные особенности «O 322». Инженеры «Мерседес-Бенц» сделали выбор в пользу инновационной пневматической подвески без дополнительных листовых рессор. Такую систему впервые внедрили в автобусы массового производства двумя годами ранее — в модель «O 317». Еще одной инновацией в «O 322» стал стояночный тормоз с удобным рычагом управления на приборной панели. Он обеспечивал неподвижность автобуса во время непродолжительных остановок. Кроме того, «Mercedes-Benz O 322» радовал водителей хорошей маневренностью, превосходным круговым обзором и небольшим диаметром поворота (всего 18,4 м). Среди других особенностей модели — гидростатический привод вентилятора охлаждения, который включался лишь тогда, когда температура охлаждающей жидкости достигала 84°C.

Ввиду всех этих особенностей «Mercedes-Benz O 322» 1960 г.в. считается одним из первых современных автобусов. Спрос на эту модель был довольно сдержанным, поскольку ее затмевали популярные «O 321 H» и «O 317». Преемником «O 322» стал городской автобус серии «O 302», история успеха которого началась в 1965 г. Спустя несколько лет, в 1969 г. появился узкоспециализированный автобус «O 305», который кардинально изменил направление развития и совершенствования рейсовых автобусов. Модель «O 305» стала началом новой главы в истории бренда, которая продолжалась до появления шедевральной серии городских автобусов «Mercedes-Benz Citaro» 2000 г.в.