• Первый легковой Mercedes-Benz с монолитным кузовом и трехобъемным дизайном

  • Первое «шпионское фото» в автомобильной истории

Премьера модели 180 (W 120) в 1953 году стала технической и эстетической вехой в истории легковых автомобилей Mercedes-Benz. Средний седан был первым авто Штутгартского подразделения с цельным кузовом, выполненным в форме понтона. W 120 стал предвестником, задавшим направление для E-класса, а также оставил след и на облике, и на техническом дизайне нового класса люкс (cерии 180/105/128, начиная с 1954 года).

Уже один внешний вид модели 180, представленной Mercedes-Benz в 1953 году, взбудоражил специалистов и рядовую публику. Так называемый «трехобъемный дизайн» c прямоугольным контуром, полностью встроенными крыльями и четко разделенными отсеками двигателя, пассажиров и багажа, установил стандарт современного дизайна. Кузов W 120 резко отличался от легковых авто, которые Mercedes-Benz представляла после Второй Мировой. Идеи их дизайна и технические особенности еще во многом опирались на традиции 1930х. Понтонный дизайн, разработанный в Северной Америке в поздних 1940х и переосмысленный Mercedes-Benz для средних седанов, напротив, выглядел свежим и аккуратным. Он помог снизить лобовое сопротивление Mercedes-Benz 180 по сравнению с более ранними моделями, уменьшил шум ветра и позволил сделать салон просторнее.

Цельнометаллический пионер Mercedes-Benz

Кузов модели 180 задал и новые технические стандарты. Впервые легковой автомобиль Mercedes-Benz использовал цельный кузов, который был плотно приварен к раме для создания единой прочной конструкции. По сравнению с традиционной конструкцией рамы с монтируемым кузовов, этот дизайн увеличил жесткость кручения, одновременно снизив вес.


Другой инновацией была двойная подвеска рычажного типа передних колес, прикрученная к передней несущей оси, а не напрямую к раме. На U-образной несущей оси также размещались двигатель, трансмиссия и рулевое управление. Она была установлена на передней части рамы с сайлентблоками, чтобы снизить уровень шума. Задние колеса на проверенной качающейся оси теперь дополнительно управлялись широкими продольными рычагами. Всё вместе, это обеспечивало небывалую управляемость для того времени. В своем тестовом отчете, опубликованном в журнале «auto motor und sport» в 1953 году, Вернер Освальд (Werner Oslwald) указал, что водитель за рулем модели 180 “может с ходу и без колебаний пытаться выжать максимум из двигателя и подвески”.

Упомянутым двигателем был четырехцилиндровый двигатель c боковым клапаном объемом 1767 см3, который выдавал 52 л.с. (38 кВт). Модель 180 развивала скорость в 126 км/ч и разгонялась с 0 до 100км/ч за 31 секунду.


Успешное разделение

Mercedes-Benz 180, представленный 60 лет назад быстро эволюционировал в целое семейство моделей. Возможно самым известным вариантом “понтонного” Mercedes был спорт кар Mercedes-Benz 190 SL, представленный в Нью-Йорке в 1954 году и запущенный в производство в 1955. Этот родстер 121 серии был основан на укороченной раме модели 180 и оснащен четырехцилиндровым двигателем, выдающим 105 л.с. (77 кВт) при объеме в 1897 см3.


Дизельный вариант 180 D дебютировал в 1954 году с понтонным кузовом от 120 серии, вслед за ним, в 1956, появилась бензиновая версия Mercedes-Benz 190 серии 121. У неё под капотом был четырехцилиндровый двигатель, выдававший 75 л.с. (55 кВт) при объеме в 1897 см3. Новая первоклассная промежуточная модель отличалась от 180 хромированной накладкой приборной панели и увеличенными задними фарами. Сама 180 модель была переработана в 1957 году, теперь она также оснащалась двигателем объемом 1897 см3, который, в данном случае, выдавал 65 л.с. (48 кВт). В 1958 году модель 190 D (вторая дизельная модель серий 120/121) завершила линейку понтонных седанов. Её двигатель был заимствован у модели 190 и выдавал 50 л.с. (37 кВт).

Эталон для класса люкс

В 1953 году модель 180 стала эталоном для новых авто Mercedes-Benz класса люкс, которые появились на рынке в 1954. Внешне шестицилиндровые седаны 220, 220 S (W 180) и 220 SE (W 128) отличались от W 120 только удлиненной колесной базой (2.82 метра вместо 2.65), большими салоном и двигательным отсеком. А модель 219 (W 105) с шестицилиндровым двигателем, появившаяся 1956 году, имела кузов поменьше.

Mercedes-Benz 180 был замечен в автомобильном мире еще до выхода на рынок, потому что стал первым авто, запечатленным на шпионском фото. Журнал “auto motor und sport” опубликовал первую фотографию будущей модели 180 в 1952 году.