МБКЛУБ  МБКЛУБ РОССИЯ  РОССИЯ
Бела Барени

Бела Барени

Bela Barenyi

01.03.1907 - 30.05.1997 4185

Бела Барени сделал «Мерседес-Бенц» самым безопасным автомобилем в мире Путь в будущее для любой компании неизменно прокладывают люди, принадлежащие к самым блестящим умам своего времени.


Биография

Бела Барени сделал «Мерседес-Бенц» самым безопасным автомобилем в мире

Путь в будущее для любой компании неизменно прокладывают люди, принадлежащие к самым блестящим умам своего времени.

В 1938 г. один из таких умов постучался в дверь компании «Даймлер-Бенц» (Daimler-Benz) в поисках работы. Это — Бела Барени (Béla Barényi), родившийся 1 марта 1907 г. в австрийском поселкеХиртенберг (Hirtenberg) и ставший гражданином Чехословакии после провозглашения республики в 1918 г. Окончив с отличием техникум в Вене, он работал в различных фирмах Австрии, Германии и Франции на должности конструктора и изобретателя. Дважды в жизни мыслителю-аналитику пришлось пополнить растущие ряды безработных.

За семь лет до описываемых событий ему довелось постучаться в дверь еще одной штутгартской фирмы — путь соискателя привел его на ул. Кроненштрассе, 24 (Kronenstraße), где располагался главный офис Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). В 1923-26 гг. Порше был руководителем проектно-конструкторского отдела и членом правления DMG (Daimler-Motoren-Gesellschaft) и до 1928 г. занимал аналогичную должность в «Даймлер-Бенц». В 1930 г. он открыл собственное конструкторское бюро в Штутгарте. Но работы для Барени у Порше не нашлось.

Поэтому в 1938 г. Барени отправляет свое резюме главному конструктору «Даймлер-Бенц» — Максу Вагнеру (Max Wagner). Но и здесь ему отказывают. Следует целый год безуспешных поисков работы, пока Барени не удалось наладить контакты со своим бывшим коллегой Карлом Вильфертом (KarlWilfert), с которым он работал в компании «Штайр» (Steyr) в Австрии. Вильферт, в 1938 г. руководивший проектно-конструкторскими работами по кузовам, а позже занявший должность директора по проектированию легковых автомобилей, добился для Барени собеседования у члена правления д-ра Вильгельма Гаспела (Wilhelm Haspel). Карл Вильферт настойчиво порекомендовалБарени сжать свою речь до пары минут. У важных людей мало времени, мало кто из них любит выслушивать длинные речи, а Гаспел был особенно ярым противником лирических отступлений.

«Даймлер-Бенц» дает Бела Барени полную творческую свободу

Но когда д-р Гаспел спросил молодого Барени о будущем автомобильной индустрии, тот больше не мог сдерживаться. Целых 22 минуты Барени на одном дыхании чествовал по чем зря современные ему автомобили и озвучил множество идей для устранения ошибок и недостатков в их конструкции. Вильгельм Гаспел был поражен. Он принял на работу дальновидного мыслителя, обосновав свое решение легендарными словами: «Для такой компании, как “Даймлер-Бенц”, ошибки — непозволительная роскошь. Господин Барени, Вы мыслите на 15-20 лет вперед. В Зиндельфингене вы окажетесь под стеклянным колпаком — все ваши изобретения будут отправлены прямиком в патентный отдел». Это решение стало настоящей отпускной грамотой для креативного изобретателя. Сбросив оковы ограничений, устанавливаемых при работе над серийными моделями, он мог развивать и класть на бумагу все свои идеи.

Д-р Гаспел, который вскоре стал генеральным директором «Даймлер-Бенц», не ошибся с оценкой способностей Барени. Выпущенный позже «Фольксваген-Жук» (VW-Käfer) имел очень много конструктивных параллелей с проектом, который Бела Барени представил машиностроительному заводу в Вене еще в 1925-26 гг. Снова и снова в сфере безопасности транспортных средств обнаруживаются конструктивные решения, которые придумал и подготовил для внедрения в серийное производство Барени.

Уже в 1948 году он сконструировал «прячущиеся дворники» (Verschwindscheibenwischer), которые в неактивном состоянии уходили в специальную нишу в кузове, что означало меньший риск увечий для пешеходов в случае столкновения. Впервые эта идея была применена в модели S-класса W 126, которая производилась с 1979 по 1991 год. Травмобезопасное рулевое колесо тоже появилось благодаря идее, возникшей у Барени в далеком 1947 г. В 1951 году он совершил настоящий прорыв в разработке средств безопасности, когда представил к патенту пассажирское отделение автомобиля, удовлетворяющее основным требованиям безопасности. Концепция, защищенная патентом №854157 от августа 1952 г., определяла зоны деформации кузова и предлагала высокопрочное пассажирское отделение, став поворотным моментом в развитии пассивной безопасности. В моделях класса «люкс» серии W 111 — купе «Хекфлоссе» (Heckflosse, название происходит от аэродинамического стабилизатора в задней части кузова, напоминающего «рыбий хвост»), представленных в августе 1959 г., эта инновация была впервые внедрена в серийное производство. Бела Барени, которому федеральный президент Австрии в 1989 г. присвоил звание профессора, благодаря своим изобретениям и разработкам, 2500 из которых были запатентованы, в сентябре 1994 г. получил награду от «Зала автомобильной славы» (Automotive Hall of Fame) в Детройте, штат Мичиган, США. Отец пассивной безопасности, обаятельный в своих речах, но способный настойчиво и с поразительной энергичностью бороться за свои убеждения, умер 30 мая 1997 года в возрасте 90 лет.

Вернуться к списку